Источник: https://licei-yl.nubex.ru/5403/8800/

Особенности обучения детей с ОВЗ

Что такое ОВЗ?

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья».

Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

ОВЗ не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Именно так, например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.

Особенности обучения детей с ОВЗ:

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задаёт границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287).

Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении россиян к инклюзивному образованию, около 75% родителей российских школьников положительно оценивают идею совместного обучения их детей с учениками с ОВЗ. Также согласно данному исследованию, половина родителей считает, что школы пока не обеспечены всем необходимым для качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и программы работы с детьми ОВЗ:

Школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, на начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при обучении на дому.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Формы обучения детей с ОВЗ:

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Что такое инклюзивное обучение?

Инклюзивное обучение — это система, при которой дети с ОВЗ учатся в обычных школах, получая необходимую поддержку.

«Инклюзия — это не просто обучение, а создание среды, где каждый ребенок чувствует себя ценным» (Лариса Фальковская, Минпросвещения РФ).

Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей. Даже если ребенок не может ходить или говорить, он имеет право на уважение и образование.
  • Каждый может учиться. Даже если не так быстро, как другие.
  • Разнообразие — это норма. Класс, где все думают и учатся одинаково, — это скучно и непродуктивно.
  • Образование должно быть гибким. Не ребенок подстраивается под школу, а школа — под ребенка.
  • Поддержка ровесников так же важна, как помощь учителей. Дети учатся друг у друга больше, чем из учебников.
  • Учиться нужно в реальном мире. Изоляция в спецшколах не готовит к жизни в обществе.
  • Родители — не враги, а партнеры. Без их участия инклюзия не работает.
  • Инклюзия выгодна всем. Обычные дети становятся добрее, а педагоги — профессиональнее.

Модели инклюзивного обучения:

Полная инклюзия

  • Ребенок с ОВЗ учится в обычном классе все время.
  • Подходит для детей с легкими нарушениями (например, слабослышащие или с ДЦП без когнитивных нарушений).

Частичная инклюзия

  • Ребенок часть времени проводит в ресурсном классе, а часть — с другими детьми.
  • Подходит для детей с ОВЗ.

Дистанционная инклюзия

  • Для детей, которые не могут ходить в школу (например, с тяжелыми формами эпилепсии).
  • Уроки проходят онлайн, но ребенок участвует в школьных мероприятиях.

Что нужно для успешной инклюзии:

  • Тьютор — помощник, который адаптирует задания и помогает на уроках.
  • Адаптированная программа — программа и индивидуальный маршрут.
  • Подготовленные учителя — без этого ребенок с ОВЗ будет просто «сидеть» в классе.
  • Принятие класса — если дети класса не подготовлены, никакая инклюзия не сработает.

Советы для родителей:

  • Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) — комиссия определит образовательный маршрут.
  • Выбрать школу — убедитесь, что она готова к инклюзии.
  • Активно участвовать — взаимодействуйте с учителями и администрацией.

МОУ «Университетский лицей»

Наверх
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.