Что такое ОВЗ?
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья».
Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
ОВЗ не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Именно так, например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Особенности обучения детей с ОВЗ:
Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задаёт границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287).
Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении россиян к инклюзивному образованию, около 75% родителей российских школьников положительно оценивают идею совместного обучения их детей с учениками с ОВЗ. Также согласно данному исследованию, половина родителей считает, что школы пока не обеспечены всем необходимым для качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы и программы работы с детьми ОВЗ:
Школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:
- Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, на начальное звено.
- Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при обучении на дому.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
Формы обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе массовой школы,
- в коррекционном классе массовой школы,
- в коррекционной школе,
- надомное образование,
- семейное образование.
Что такое инклюзивное обучение?
Инклюзивное обучение — это система, при которой дети с ОВЗ учатся в обычных школах, получая необходимую поддержку.
«Инклюзия — это не просто обучение, а создание среды, где каждый ребенок чувствует себя ценным» (Лариса Фальковская, Минпросвещения РФ).
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей. Даже если ребенок не может ходить или говорить, он имеет право на уважение и образование.
- Каждый может учиться. Даже если не так быстро, как другие.
- Разнообразие — это норма. Класс, где все думают и учатся одинаково, — это скучно и непродуктивно.
- Образование должно быть гибким. Не ребенок подстраивается под школу, а школа — под ребенка.
- Поддержка ровесников так же важна, как помощь учителей. Дети учатся друг у друга больше, чем из учебников.
- Учиться нужно в реальном мире. Изоляция в спецшколах не готовит к жизни в обществе.
- Родители — не враги, а партнеры. Без их участия инклюзия не работает.
- Инклюзия выгодна всем. Обычные дети становятся добрее, а педагоги — профессиональнее.
Модели инклюзивного обучения:
Полная инклюзия
- Ребенок с ОВЗ учится в обычном классе все время.
- Подходит для детей с легкими нарушениями (например, слабослышащие или с ДЦП без когнитивных нарушений).
Частичная инклюзия
- Ребенок часть времени проводит в ресурсном классе, а часть — с другими детьми.
- Подходит для детей с ОВЗ.
Дистанционная инклюзия
- Для детей, которые не могут ходить в школу (например, с тяжелыми формами эпилепсии).
- Уроки проходят онлайн, но ребенок участвует в школьных мероприятиях.
Что нужно для успешной инклюзии:
- Тьютор — помощник, который адаптирует задания и помогает на уроках.
- Адаптированная программа — программа и индивидуальный маршрут.
- Подготовленные учителя — без этого ребенок с ОВЗ будет просто «сидеть» в классе.
- Принятие класса — если дети класса не подготовлены, никакая инклюзия не сработает.
Советы для родителей:
- Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) — комиссия определит образовательный маршрут.
- Выбрать школу — убедитесь, что она готова к инклюзии.
- Активно участвовать — взаимодействуйте с учителями и администрацией.








